Как проверить и зарядить аккумулятор ИБП?

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

 Москва, Апрелевка,
ул. Киевское шоссе, 46 км,
интернет-магазин "SVELA"

+7 906 066-36-86
+7 963 924-54-34

Как проверить и зарядить аккумулятор ИБП?

10.09.2022

Как правило, в ИБП используются 12 вольтовые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АБ) ёмкостью от 4,5 А/ч до 250 А/ч., с установкой внутри бесперебойника или в выносных шкафах, модулях, на стеллажах.

Аккумуляторная батарея, являясь ключевым элементом устройства, требует периодической проверки и корректной подзарядки – на эту тему и поговорим.

 

Содержание:

Как и когда проверять аккумуляторы ИБП на работоспособность?

  1. Визуальная проверка аккумулятора.
  2. Проверка аккумулятора бемперебойника с помощью мультиметра.
  3. Проверка аккумулятора через меню.
  4. Проверка температуры аккумулятора ИБП.

Как правильно заряжать аккумуляторные батареи ИБП?

Особенности проверки на работоспособность аккумуляторов бесперебойников «Штиль».

Виды тестов АБ у ИБП

Особенности заряда аккумуляторов источников бесперебойного питания «Штиль».

Какие аккумуляторы используются в ИБП для компьютеров

 
 

Когда и как проверять аккумуляторы ИБП на работоспособность?

Основные признаки необходимости замены АБ в бесперебойнике – быстрый разряд аккумуляторов и оповещение самого ИБП.

В процессе эксплуатации батарею (отдельные аккумуляторы) проверяют визуально, мультиметром, через меню ИБП и на повышение температуры.

1. Визуальная проверка аккумулятора ИБП

Визуальная проверка применяется обычно для ИБП без дисплея.
Аккумулятор отключается от устройства и (если он установлен внутри) извлекается из корпуса батареи – порядок действий зависит от конкретной модели и описывается в руководстве по эксплуатации.

 Важно:
 Самостоятельное извлечение встроенных АБ из ИБП допускается только по истечению гарантийного срока прибора и если конструкция позволяет такую замену пользователем.
 При этом - в некоторых моделях разрешен самостоятельный демонтаж/монтаж внутренних АБ и в период гарантийного обслуживания.


Отключение клемм «плюс» / «минус» можно проводить в любой последовательности – это не критично.
После извлечения батареи, визуально можно выявить следующие проблемы:

Проблема

Описание

Эффект вздутия

 Причиной вздутия АБ может быть ее перегрев.
 Перегрев может возникнуть при зарядке током выше номинального, внешнем/внутреннем коротком замыкании или при механическом повреждении.

 Важно: АБ с вздутым корпусом необходимо срочно заменить – их эксплуатация запрещена!

 Учитывайте: вздутые аккумуляторы обычно не подлежат замене по гарантии, т. к. причиной такой неисправности, как правило, является - нарушение правил  эксплуатации.

 Рекомендуется – контролировать и поддерживать в норме окружающую температуру в помещении установки батарей и правильно подбирать аккумуляторы согласно току  ЗУ ИБП. Оптимальный ток заряда аккумулятора – это значение в 10% от его ёмкости. Например, батарея емкостью 9 А/ч должна заряжаться током 0,9 А (900 мА), округленно – 1 А

Эффект «погремушки»

 Если при легкой тряске АБ внутри ее корпуса гремят компоненты (эффект «погремушки»), это говорит о высыхании электролита, произошедшем или от постоянного перегрева, или в результате длительной эксплуатации. Аккумуляторы с жидким электролитом в основном работают с резервными и линейно-интерактивными ИБП.

 Важно: Батареи с эффектом «погремушки» требуют срочной замены!

 

2. Проверка аккумулятора ИБП с помощью мультиметра

Мультиметр должен быть переведен в режим Вольтметра, с диапазоном измерения напряжения «до 20 В» («до 50 В»). Измерение производится щупами прибора на клеммах АБ с соблюдение полярности (в некоторых мультиметрах допускается обратная полярность – прибор сам ее определяет и высвечивает на дисплее).
Напряжение замеряется как общее (вся батарея), так и каждого аккумулятора в отдельности.

Проверка АБ ИБП мультиметром в различных ситуациях:

Ситуация

Проверка аккумуляторных батарей

ИБП не запускается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)

 Для запуска ИБП напряжение на каждом аккумуляторе должно быть от 10,5 до 13,5 В. Если оно ниже меньшего значения этого диапазона, и составляет 9,5-10 В – аккумулятор или вся батарея «глубоко» разряжены, соответственно запуска ИБП не произойдет. Необходимо зарядить АБ до номинального напряжения встроенным или внешним ЗУ.

 Если же напряжение ниже 9,5 В, то восстановить работоспособность АБ не получится – произошли внутренние деградационные процессы в аккумуляторах, и они подлежат утилизации.

 Важно!
 Если задействовано несколько АБ, то «разбег» по напряжению может быть не более 0,2-0,3 В.

 Допустим: у пяти батарей напряжение 13,3-13,5 В, а у шестой (из этого комплекта) 12,9 В. Это означает, что остаточная емкость 6-ой батареи ниже остальных (выработанный ресурс), и она раньше других выйдет из строя.

ИБП не запускается, либо включается и сразу отключается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)

 Причиной того, ИБП не включается или почти сразу выключается при нормальном напряжении на отключенных батареях, как правило, является снижение емкости батарей.
 Необходимо замерить напряжение на подключенных батареях во время запуска устройства. Если оно после запуска резко падает, значит, аккумуляторы неисправны и их надо заменить.

 Часто пользователи в качестве нагрузки для проверки остаточной емкости АБ используют автомобильную лампочку. Если батареи некачественные, при подключении лампочки напряжение резко просаживается с 13,5 до 9,5 В, а яркость лампы скачком падает.

 Важно!
 Завышение зарядного тока (о чем свидетельствует и повышенное напряжение (значение, больше нанесённой на корпус надписи «CYCLE USE») на заряжаемых АБ) может вызвать перегрев батарей и внутреннее их разрушение. Проблема может возникать при неисправности зарядного устройства (ЗУ) бесперебойника.

 

ИБП нормально запускается, но при переходе в автономный режим время работы от АБ значительно сокращается

 Проконтролируйте напряжение на АБ во время зарядки от ЗУ ИБП

 Если напряжение 2,25 В на каждом элементе и 13,5 В на батарее в норме, но время работы от АБ сокращено – аккумуляторы частично потеряли емкость и требуют обновления.


 

Проверка аккумулятора с помощью тестера

3. Проверка аккумулятора через меню ИБП

Проверка АБ через меню ИБП возможная при наличии самой функции и дисплея для отображения информации.
В соответствующих изделиях пользователям доступна диагностика следующих основных параметров аккумуляторов:

  • напряжение АБ (если их несколько, то общее напряжение группы);
  • ёмкость;
  • уровень заряда;
  • температура (встроенных АБ и внешних, при наличии выносного температурного датчика);
  • расчётное время автономной работы.
 Проверка аккумулятора через меню ИБП

 

Подобная проверка позволяет оперативно выявлять возможные неисправности в работе АБ без их отключения и демонтажа.
К тому же в некоторых моделях ИБП задействовано тестирование батарей с уведомление пользователя о результатах.

4. Проверка температуры аккумулятора ИБП

Оперативно и без специальных приборов (тактильно) можно проверить температуру аккумулятора в батарее – превышение ее более чем на 10 °C позволяет предположить, что элемент неисправен и нуждается в замене. Однако и эту процедуру лучше проводить с использованием специального инструмента, например – контактного термометра, тепловизора.

 

Как правильно заряжать аккумуляторные батареи ИБП?

Для долгой и безаварийной работы источника бесперебойного питания следует выполнять ряд важных рекомендаций относительно аккумуляторных батарей:

  1. Учитывайте ток заряда! Если ИБП оснащен встроенным ЗУ с фиксированным током, то при комплектации или при замене аккумуляторов подбирайте соответствующие зарядном току устройства. Оптимальный ток заряда может указываться на корпусе самой АБ. В противном случае (при ручной установке режима заряда), заряжаемый ток рассчитывается равным 10% от емкости аккумуляторов, например – аккумулятор 12V 55A/ch – номинальный ток заряда 10% от 55A/ch = 5,5 А.  
  2. Следить за исправностью ЗУ и не применяйте внешние зарядники без консультаций со специалистами.
  3. При первом подключении АБ зарядите батарею полностью.
  4. Если у ИБП нет функции контроля и защиты АБ от «глубокого» разряда, необходимо вручную контролировать уровень разряда – не более чем на 80%.
  5. Эксплуатируйте АБ в помещениях при окружающей температуре +25 °C.
  6. Если бесперебойник длительное время не эксплуатируется, аккумуляторы необходимо заряжать с периодичностью 1 раз в 2-3 месяца.

Особенности проверки на работоспособность аккумуляторов ИБП «Штиль»

В нашем интернет-магазине SVELA представлены российские стабилизаторы напряжения и ИБП переменного и постоянного тока «Штиль».
Все эти устройства имеют встроенные функции автоматической проверки работы систем электропитания, включая АБ. Большинство моделей бесперебойников «Штиль» оснащены ЖК-дисплеем, где в режиме реального времени отображаются основные параметры работы аккумуляторных батарей:

  • текущий уровень заряда;
  • напряжение на АБ;
  • оставшееся время автономии (в режиме работы от батарей) при текущей нагрузке;
  • время последней работы в автономном режиме;
  • температура батареи (для контроля необходимы опциональные плата и термодатчик).

При отсутствии ЖК-дисплея состояние батарей контролируется с помощью светодиодных индикаторов на панели управления ИБП или удаленно через карту мониторинга (не входит в комплект поставки и приобретается отдельно).
Кроме автоматической проверки текущих данных, система ИБП «Штиль» может выполнить (запускаются через панель управления) три вида тестирования аккумуляторов:

Виды тестирования

Описание

Тест на 10-ти секундную работу

(10-ти секундный тест)

 Цель теста: выявление аккумулятора в батарейном отсеке, который не в состоянии поддерживать необходимое напряжение. При переходе ИБП на автономную работу такой некачественный аккумулятор «просаживает» всю цепь батареи, и время работа от АБ снижается в несколько раз.

 При тестировании питание нагрузки осуществляется от АБ. В случае выявления некачественного аккумулятора информация выводится на дисплей.

Тест на заданное время

 Цель теста: проверка работоспособности ИБП от АБ в течение определенного времени (время задается пользователем).
 При успешном тестировании аккумуляторы признаются исправными.

Тест до полного разряда

 Цель теста: корректность работы аккумуляторов при полном цикле «разряд – заряд».

 ИБП автоматически полностью разряжает АБ и включает режим заряда, контролируя  основные параметры (напряжение, ток, температуру).


Виды тестов АБ у ИБП


Виды тестов АБ у ИБП Штиль 

Инструкция по запуску тестов публикуется в руководстве по эксплуатации (РЭ) конкретной модели ИБП «Штиль».

Для информации: тестирование АБ проходит в скрытом режиме и на дисплей выдается сообщение об аварийном состоянии.

 

На видео показано, как запускается тест аккумуляторов на дисплее бесперебойников серии STR.

Особенности заряда аккумуляторов ИБП «Штиль»

Компания производитель онлайн ИБП «Штиль» информирует о важных функциях интеллектуального заряда аккумуляторов:

Функция

Описание

Термокомпенсация

 Оптимизация значения заряжающего напряжения под фактическую температуру батарей.
 Оптимальное значение принято в 25 °С.
 Если температура начинает повышаться, ИБП снижает напряжение заряда для предотвращения перегрева АБ.

 Важно!
 Термокомпенсация внешних АБ, подключенных к ИБП «Штиль», выполняется при наличии карты мониторинга IC-SNMP/mini-USB или комплекта: карта мониторинга IC-SNMP/WEB + карта мониторинга IC-Modbus/Dry Contacts + датчик температуры TS-1.

Установка напряжения заряда

 Пользователь имеет возможность выставить значение напряжения, до которого АБ будет разряжаться – можно выбрать величину меньше или больше напряжения полного разряда. Тем самым увеличивается или уменьшается время автономной работы ИБП (например – вместо 5 установленных минут будет работать от АБ - 7 минут).
 При этом следует учитывать – ручное уменьшение времени работы от батарей имеет некоторое положительное проявление, а увеличение его – отрицательное, т. к. ускоряет расход ресурса аккумуляторов.

 Иногда завышенное напряжение разряда используют для «встряски» батарей после долгого простоя оборудования или при «глубоком» разряде аккумуляторов

Защита от «глубокого» разряда

 При «глубоком» разряде АБ (более чем на 80-85%) ИБП автоматически прекращает работу. В меню устройства эти настройки можно изменить вручную - установить глубину полного разряда от 10 до 90%.


 Для информации:
 Разные модели ИБП «Штиль» имеют некоторые особенности работы встроенного зарядного устройства:

 
  • во всех однофазных ИБП с выходной мощностью до 3 кВА (включительно) и в моделях с конфигурацией 3 в 1 мощностью 15 и 20 кВА на АБ зарядный ток всегда имеет фиксированное, неизменное значение;
  • в напольных и стоечных моделях с выходной мощностью 6-10 кВА, а также в устройствах конфигурации 3 в 1 (мощность 10 кВА) пользователю доступна ручная установка необходимого тока заряда (от 1 до 40 А) в зависимости от ёмкости подключаемых АБ;
  • в трехфазных ИБП ток заряда также изменяется в зависимости от ёмкости АБ. Однако, делается это не пользователем, а заводом-изготовителем в процессе предпродажной подготовки устройства (с помощью специальной сервисной программы в настройках ИБП устанавливается ёмкость, соответствующая аккумуляторам, которые пользователь планирует подключать к устройству).

Приглашаем Вас купить ИБП «Штиль»

В нашем интернет-магазине «SVELA» и по адресам магазинов электрики:

  • 143362, Московская область, Юго-запад Москвы, Наро-Фоминский район, город Апрелевка, улица Киевское шоссе, 46 км. Строительная ярмарка
  • Московская область, Наро-Фоминский городской округ, рабочий поселок Селятино, 51-й километр, Киевское шоссе, Пав. А19

Телефоны:

+7 906 066-36-86

+7 963 924-54-34



Публикации по источникам бесперебойного питания на сайте:


Купить ИБП «Штиль» интернет-магазин SVELA

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений